Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 1. С. 14–18
ISSN: 2658-3100 (online)
Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень психологической грамотности, психологическое просвещение родителей, психологическое консультирование, взаимодействие и сотрудничество родителей и школы
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Умняшова И.Б., Новикова Г.В. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 14–18. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n1/Umnyakova_Novikova (дата обращения: 29.12.2024)
Полный текст
Ребенок, как известно, развивается под влиянием различных факторов: наследственности, семьи, ближайшего общества, которое окружает человека. Семья, в частности родители (законные представители), играет одну из самых важных ролей в формировании и развитии ребенка на всех ступенях его взросления. Особенно велико влияние родителей в то время, когда ребенок ещё материально, физически и психологически зависит от семьи и, в частности, от своих родителей. С самого детства ребенок «впитывает» все навыки взаимодействия своих родителей или ближайшего окружения и копирует их в своих взаимоотношениях с окружающими. От тех способов, какими родители справляются не только с воспитанием ребенка, но также и со своим личностным развитием, зависит гармоничное формирование личности ребенка.
Часто родители обращаются к педагогам-психологам с просьбой помочь им «переделать ребенка», изменить его в лучшую сторону. Но далеко не каждый родитель способен признаться, что начинать работу необходимо с самих себя. Основная цель психологической помощи родителям (законным представителям), обратившимся за консультацией в психологическую службу образовательной организации или психологический центр, — развитие у них психолого-педагогической компетентности. Той, которая способствует формированию у родителей готовности самостоятельно и конструктивно справляться с возникающими сложностями во взаимоотношениях с детьми, а также предупреждать и предотвращать возникновение ситуаций, препятствующих гармоничному развитию личности ребенка [Умняшова].
В научно-практической литературе под компетентностью понимается способность применять знания и умения в практической деятельности. В национальной педагогической энциклопедии компетентность трактуется как «характеристика личности, подразумевающая совокупное обладание теоретическими знаниями, практическими умениями, навыками общения, ориентацией в системе ценностей и т. д.» [Национальная педагогическая энциклопедия].
Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» подчеркивает, что компетентность включает в себя не только способности, но и подразумевает также наличие внутренней мотивации, которая не входит в понятие способности как таковой. Нам близка позиция ученого, который говорит о существовании видов компетентности, без которых люди не могут успешно управлять своей жизнью. К ним относятся взгляды, представления, ожидания и мотивации, необходимые для понимания и эффективного вмешательства в социо-политико-экономические процессы [Равен, 2002]. С точки зрения авторов статьи, психолого-педагогическая компетентность относится к видам компетентности, наличие которой у родителей (законных представителей) может повлиять на построение конструктивных отношений этих самых родителей с их детьми, что является одним из важнейших условий полноценного развития ребенка на всех этапах его взросления.
В научно-практической литературе под психолого-педагогической компетентностью понимается такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [Емельянов]. Несмотря на то, что данный термин рассматривается в литературе преимущественно как способность, свойственная педагогам и психологам, во всех определениях есть сходство: под психолого-педагогической компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков по психологии (И.С. Якиманская, Н.В. Андронова, М.А. Холодная, Н.В. Кузьмина, ТН. Щербакова и др.).
Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, в том числе родителей (законных представителей) обучающихся, является одним из психолого-педагогических условий реализации Федерального государственного стандарта общего образования [7, 8, 9].
В профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» выделены следующие необходимые умения специалиста в области работы с родителями:
— умение разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся; владение приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации [Приказ Министерства труда].
Нормативные документы, которые регламентируют деятельность специалистов в области психологического сопровождения образовательного процесса, однозначно указывают, что педагогу-психологу образовательной организации или психологического центра необходимо организовывать работу, направленную на развитие и повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней образования (дошкольного, начального, основного, среднего общего).
Основные задачи, связанные с развитием психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей):
1. Повышение уровня психологической грамотности (расширение представлений в области психологических знаний) через психологическое просвещение по следующим общим вопросам: — особенности когнитивного и личностного развития детей и подростков в различные возрастные периоды (кризисы, новообразования и ведущая деятельность возрастных периодов);
— социальная ситуация развития и роль ближайшего окружения (в частности, семьи, родителей) в становлении личности и психическом развитии ребенка;
— особенности развития детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей, детей с различными видами ограниченных возможностей здоровья, детей-мигрантов, детей в трудной жизненной ситуации);
— особенности построения конструктивного и эффективного взаимодействия и сотрудничества ребенка и родителя (законного представителя).
Важными являются следующие частные темы для просветительской работы с родителями:
— профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков, в которую входит знакомство родителей с возможностями современной компьютерной техники в обучении и развитии детей, знакомство с нормами эргономики и здоровьесбережения, признаки возникновения компьютерной зависимости, правила безопасности при работе в Интернете и др.;
— роль родителей в мотивации школьников к учебной деятельности. Этот вопрос является самым часто задаваемым на родительских собраниях, так как родителей приводит в замешательство и пугает нежелание детей учиться, выполнять конкретные задания или даже посещать школу. В таких ситуациях родители чувствуют свою несостоятельность и беспомощность и очень нуждаются в квалифицированной психологической помощи;
— выработка правильных средств воспитательного воздействия на детей со стороны родителей, а именно: средств поощрения и наказания. Здесь помогает и общая теория, оформленная в краткие справочники или презентации, и обмен опытом между родителями, то есть презентация положительного опыта семей, где родители нашли правильный выход из сложных воспитательных ситуаций;
— положительные примеры и ошибки в воспитании детей, которые совершают современные родители, главная из которых — игнорирование эмоциональных потребностей детей, неадекватные требования и средства воздействия и др. Для организации процесса рефлексии у родителей должны быть как положительные, так и отрицательные примеры родительского поведения (см., например, [Новикова, 2011]);
— неформальные молодёжные объединения и рискованное поведение подростков. Для родителей подростков, которые стали членами неформальных молодежных объединений, требуется специальная разъяснительная работа, направленная на то, чтобы восстановить доверие между членами семьи и помочь принять взвешенные решения, связанные с организацией времяпрепровождения подростков и отношением к этой деятельности со стороны родителей. Особого внимания специалистов и родителей заслуживает тема рискованного поведения и суицида среди детей и подростков, необходимо доводить до сведения родителей список прямых и косвенных признаков, по которым можно определить рискованное поведение и склонность подростка к суициду [Новикова, 2010].
Психологическое просвещение также может затрагивать вопросы информирования родителей о возможности получения дополнительной помощи семье: контактная информация и перечень услуг, предоставляемыхслужбами социальной, медицинской и психологической помощи населению конкретного региона, оказываемых безвозмездно (бесплатно) или на условиях договора (платные услуги) (см. файл «Умняшова. Новикова. Приложение 1. Чем семья может помочь ребенку в начальной школе» в электронной версии журнала на CD-диске).
2. Повышение способности применять психологические знания в реальной практике взаимодействия с ребенком, развитие практических способностей. Данная задача решается через психологическое консультирование и/или развивающие формы работы.
Основные вопросы, которые могут решаться в процессе психологического консультирования: — психологические проблемы, связанные с обучением, воспитанием, развитием, самоопределением обучающихся;
— причины отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков и способы адекватного реагирования со стороны родителей (законных представителей) с целью минимизации / предотвращения проявления данных форм поведения;
— проблемы взаимоотношений родителей (законных представителей) с детьми и подростками, построение эффективных детско-родительских отношений;
— создание условий в семье ребенка, способствующих их успешной адаптации, социализации, личностному и социальному развитию, конструктивному преодолению кризисных периодов в жизни ребенка.
Основная цель психологического консультирования родителей (законных представителей) заключается в создании условий для анализа сложившейся в семье ситуации и совместном поиске ресурсов, способствующих минимизации или полному прекращению форм поведения родителей, вызывающих или подкрепляющих те или иные формы поведения ребенка. Безусловно, множество проблемных ситуаций, связанных с поведением и развитием ребенка, могут привести к обсуждению личностных особенностей родителей (законных представителей) или ситуаций, связанных с взаимоотношениями в семейной системе, что не является зоной профессиональной компетентности психолога образования.
В этом случае крайне важно объяснение обратившимся за психологической консультацией родителям этических принципов работы психолога образования [Этический кодекс педагога-психолога] и информирование клиентов о возможности получения индивидуальной или семейной психотерапевтической помощи.
Для педагогов и педагогов-психологов, которые занимаются индивидуальными психологическими консультациями родителей, важно понимание уникальной семейной ситуации, с которой они имеют дело. Мы имеем ввиду высокий профессионализм специалиста, который проявляется в умении использовать методы диагностики семейных отношений, наблюдение за взаимодействием между членами семьи во время беседы, умение построить конструктивный диалог с родителями и детьми [Новикова, 2011а].
Основная задача психологической развивающей работы заключается в создании условий для развития у родителей (законных представителей) практических навыков самостоятельного конструирования собственного поведения. Развивающие занятия могут проходить в форме практических занятий, тренингов, мастер-классов, групп по обмену опытом, круглых столов, дискуссий и т. д. [Умняшова, 2009] (см. файл «Ум- няшова. Новикова. Приложение 2. Родителю о семейном воспитании» в электронной версии журнала на CD-диске).
Форм развивающей работы с родителями школьников существует достаточно много. Заинтересованный специалист может приготовить для практической работы с родителями различные материалы: стенды, газеты, информационные листки, сценарии игр и праздников, которые педагог-психолог может сделать средствами просветительской работы, — ведь необходимо работать с родителями, говоря с ними на одном языке.
В настоящее время педагоги-психологи нередко используют и активные методы социально-психологического обучения для коррекции родительско-детских отношений, например, ролевые игры или метод психодрамы. В ролевых играх моделируются взаимодействия «взрослый — ребёнок», в результате чего родители приобретают опыт не только мыслящего субъекта, но и чувствующего и активно действующего, включённого в события, близкие к реальным.
Нам известен опыт проведения телесно-ориентированных тренингов для детей и родителей. Телесноориентированный тренинг направлен на устранение дефицита материнской любви у неуспевающих школьников, у которых сформировалась школьная фобия. При этом изначально матери не могли своим детям оказывать психологическую поддержку.
Занятия проходят в формате закрытой группы, один раз в неделю в течение нескольких месяцев; проводятся упражнения типа «Мать и дитя», «Обмен ролями», совместное рисование и др. Для такой работы потребуется большое количество ресурсов: административных, профессиональных и материальных: необходимо оборудованное помещение, специальная медицинская и психофизиологическая техника, позволяющая измерять уровень тревожности у детей и у их матерей, но самое главное — необходим специалист, который сможет проводить занятия, в которых предполагается сильная эмоциональная экспрессия.
3. Сотрудничество родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников (педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов) по вопросам создания развивающей среды и адекватных психолого-педагогических условий в урочной и внеурочной деятельности. Одним из вариантов такого сотрудничества является психолого-педагогический консилиум образовательной организации, актуальный для проектирования индивидуального образовательного маршрута для детей с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные школьники, ученики-мигранты, дети и подростки в трудных жизненных ситуациях и /или демонстрирующие отклоняющееся поведение) [Умняшова, 2016].
Участие родителей (законных представителей) обучающихся в работе школьного консилиума способствует быстрому сбору необходимой диагностической информации об особенностях развития ребенка и его поведении в домашних условиях, а также разработке эффективного образовательного маршрута для ребенка, предполагающего разделение зон ответственности между родителями и педагогическими работниками. А также — совместное обсуждение ресурсов семьи и образовательной организации по созданию необходимых психолого-педагогических условий для полноценного развития ребенка.
Участие родителей (законных представителей) обучающихся в подавляющем большинстве случаев способствует развитию у них психолого-педагогической компетентности, так как в процессе обсуждения вариантов условий, необходимых ребенку для развития и/или коррекции трудностей в обучении, родители знакомятся с психолого-педагогическими рекомендациями специалистов — участников консилиума, имеют возможность задать интересующие их вопросы и получить консультацию по вопросу их личного участия в вопросах коррекции и/или профилактики обсуждаемой на консилиуме ситуации.
Учитывая то, что в современной редакции закона «Об образовании в РФ» родители наряду с педагогами и учениками являются субъектами образовательного процесса, их привлечение ко всем мероприятиям, проводимым в образовательной организации, становится обязательным. Социокультурная ситуация, в которой развиваются отношения между педагогами и родителями, способствует объединению и поиску совместных решений в определении целей и результатов обучения и воспитания школьников. Без участия родителей не обходятся досуговые и спортивные мероприятия, экскурсии и туристические поездки. Актуальны семинары по нравственно-правовой тематике, здоровьесбережению и безопасности образовательной среды. Все эти ситуации педагог-психолог может использовать для диалога с родителями школьников, пропагандировать психологические знания и культуру внутрисемейного поведения.
Авторы статьи убеждены, что представленный перечень вариантов развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся активно реализуется специалистами Службы практической психологии образования во всех регионах РФ. Мы приглашаем всех коллег поделиться практическим опытом в этой области. Московское отделение Федерации психологов образования России информирует о подготовке сборника, посвященного данной проблеме. Тематика рубрик, требования к оформлению статей, сроки подачи материалов описаны в Информационном письме, размещенном на диске, приложенном к данному журналу (см. файл «Умняшова. Новикова. Приложение 3. Информационное письмо» в электронной версии журнала на CD-диске).
Литература
- Васина Е.Н., Барыбина А.В. «Я и Ты», «Ты и Я» — арт-альбомы для семейного консультирования. Комплект (2 арт-альбома+ методическое пособие). — М.: Генезис, 2010.
- Емельянов Ю. И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. — М., 1985
- Национальная педагогическая энциклопедия. — [Электронный ресурс] URL: http://didacts.ru/termin/kompetentnost.html#item-9974 (дата обращения: 15.01.2017).
- Новикова Г.В. Почти забытый образ детства // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2011. — №1. — С. 115–120.
- Новикова Г.В. Принципы и правила взаимодействия педагога с семьей ученика // Справочник педагога-психолога. — Школа. — 2011. — №1. — С. 73–79.
- Новикова Г.В. Содержание и формы просветительской работы с родителями школьников // Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы»: Материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. 27–29 января 2010 г. — М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. — С. 120–122.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1643.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”».
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. — М., 2002.
- Умняшова И. Помогите «переделать» ребенка // Курганова М. Психолог, педагог, родитель. Как всем троим научиться говорить на одном языке // Учительская газета. — 13.04.2010. — №15.
- Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3 (48). — С. 11–17.
- Умняшова И.Б. Особенности работы школьного психолога с родителями // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — №5. — С. 81–87.
- Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования. — [Электронный ресурс] URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885 (дата обращения: 15.01.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1549
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 58
Скачиваний
Всего: 687
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11